Не так давно многими торгово-развлекательными центра, для того чтобы не терять арендаторов были приняты новые на нашем рынке условия по аренде площадей. К примеру, был установлен льготный курс валют, фиксация арендных ставок в гривне, а также возможность взять каникулы, в которых на протяжении определенного времени арендатором оплачиваются только коммунальные платежи вместе с заключением договоров на краткие сроки. Кстати, наши партнеры могут вам быстро и недорого сделать энергетический паспорт.
Согласно данным компании Domobaza.info, по словам руководителя в отделе по консультациям по недвижимости компании «Эрнст энд Янг» Элеоноры Мельник, в 2010 году мы можем наблюдать новые тенденции, такие как повышение спроса на торговые площади, повышение уровня ставок на аренду, возобновление реализации ряда замороженных и новых объектов. Тем не менее, наиболее распространенным стал принцип по расчету арендной платы в зависимости от объемов оборота в компании-арендаторе.
По словам Евгении Локтионовой, руководителя в департаменте по аренде и управлению объектами недвижимости коммерческого типа «Украинской Торговой Гильдии», на протяжении весьма длительного времени в роли единственного варианта по оплате за аренду площадей в торговой недвижимости Украины выступала фиксированная ставка. Но в более развитых странах максимальное распространение наблюдается за учетом оборота съемщиков. На отечественном рынке работу по подобному принципу начали международные ритейлеры, которые начали массовую экспансию около пяти лет назад. Затем на этот принцип начали переходить крупные компании Украины, которые, во-первых, были готовы вести прозрачную работу, а во-вторых, были способными к крупному товарообороту. Тем не менее, наиболее активно процент с оборота стал применяться начиная с 2009 года, для того чтобы удерживать якорных арендаторов вместе с крупными франчайзинговыми сетями. При этом уплату чистого процента с оборота применяют в исключительных случаях. По словам Евгении Локтионовой, если учитывают оборот, то это делают с применением комбинированной схемы, при которой между сторонами совершается договоренность относительно минимальной ставки за 1 квадратный метр, которая выплачивается вне зависимости от уровня продаж. В случае, когда товарооборот при расчете на 1 квадратный метр превышает данную сумму, арендатором дополнительно выплачиваются проценты с продаж. Такой принцип по расчету платы за аренду, как считает Мария Миронкина, руководитель в департаменте по торговой недвижимости международной компании по консалтингу СВ Richard Ellis на сегодняшний день в основном применяют якорные арендаторы, и магазины, для которых является более характерной высокая посещаемость, а соответственно и товарооборот.
Впрочем, фиксированную ставку до сих пор применяют как самую распространенную. Основным ее достоинством в торговом центре является прогнозируемость и стабильность в уровне по будущему доходу. Это же преимущество улавливается для себя и многими арендаторами. По словам Сергея Костерного, директора маркетингового отдела в сети «Швидко-Україна», зная каковой является сумма по арендной плате вместе с площадью и количеством столов, становится возможным прогнозирование проходимости и затем оценки рентабельности работы заведения. Фиксированная ставка является более надежной. Возможность контроля за товарооборотом является ограниченной. А строгий учет ведется далеко не всеми, в особенности, если говорится о мелких точках торговли.
В крупных сетях решение этого вопроса является еще более простым. В начале каждого месяца арендаторами предоставляется бухгалтерский отчет, в котором указана сумма от реализованных товаров в данном помещении за отчетный месяц. По словам Евгении Соколовой, ведущего специалиста в отделе недвижимости и развития компании «Фокстрот. Техника для дома», кроме того у арендодателя появляется право на требования Z-отчетов кассовых аппаратов, которыми подтверждаются предоставленные данные относительно оборота. Вариант с оплатой процентов является выгодным как для арендаторов, так и для арендодателей. Ведь если работа магазина ведется эффективно, то и заработок арендодателя является куда более высоким. В свою очередь, арендатору этот метод будет выгодным в периоды по сезонному спаду продаж.
Согласно данным специалистов компании Domobaza.info, и все же, как считают эксперты будущее – это комбинированная система по начислению аренды. При таком методе торговый центр получает возможность не только начисления гарантированной суммы по арендной плате за счет базовых ставок, но и иметь возможность увеличения прибыли в случае, если увеличиваются продажи у арендаторов. Поэтому торговыми центрами на сегодняшний день не просто предоставляются оборудованные площади, но и вкладываются средства в проведение маркетинговых мероприятий относительно привлечения посетителей.