Отделку современных зданий невозможно представить без использования отделочных материалов из обожженной керамики. Сегодня керамическая плитка используется практически при любом крупном ремонте, причем спрос на нее все продолжает увеличиваться.
Вместе с развитием строительства развивается и производство этого отделочного материала. Керамическую плитку для пола и стен и ее усовершенствованную разновидность – керамогранит можно встретить в жилых и общественных помещениях, в производственных цехах и на фасадах зданий.
Основной сегмент рынка керамической плитки (за вычетом керамогранита) занимает керамическая плитка для пола и стен, относящаяся к эконом-сегменту. Причина в том, что строительные организации, выполняя отделку помещений перед сдачей дома в эксплуатацию, отдают предпочтение недорогой плитке, помня о том, что будущие владельцы квартир все равно будут менять плитку по своему вкусу. Доля керамогранита заметно ниже доли керамической плитки, что связано с более высокой стоимостью этого материала, однако объем его продаж постепенно увеличивается.
Российский рынок керамической плитки представлен продукцией как отечественного, так и зарубежного производства. В последние годы внутреннее производство развивалось более высокими темпами по сравнению с ростом импортных поставок. На нынешний день напольная керамическая плитка, произведенная отечественными предприятиями, занимает уже 78% доли всего рынка этой продукции.
Однако импортная продукция продолжит занимать свою долю рынка, особенно, если речь идет о высоких ценовых сегментах. Дело в том, что моду в мире керамической плитки диктуют итальянские и испанские производители, хотя и отечественные фабрики мало-помалу начинают расширять свое присутствие в сегментах продукции элитного класса.
Предприятия, выпускающие керамическую плитку России, увеличивают ее ассортимент и улучшают качество продукции, что в будущем, несомненно, позволит им успешно конкурировать с иностранными производителями. В структуре производства лидирует плитка для пола (в 2009 году ее доля занимала 54,1 % рынка) и плитка для внутренней облицовки стен (соответственно 45,7 %). Гораздо меньше доля фасадных плиток – в минувшем году она составляла только 0,3 %.
Отечественный рынок данного вида продукции сохраняет свою перспективность и для отечественных, и для зарубежных производителей. По прогнозам экспертов, в ближайшем будущем стоит ожидать восстановления докризисного уровня производства, за которым последует дальнейший рост рынка.