Сварка арматурных сеток и каркасов является завершающей операцией в процессе их изготовления. Одноточечные сварочные машины, конструкция и принцип работы которых известны из курса технологии металлов, не могут обеспечить производительность, необходимую в условиях массового производства, и непригодны для изготовления сеток и каркасов больших размеров.
В связи с этим развитие оборудования для сварки арматуры идет по пути использования принципа многоточечной контактной сварки; этот принцип позволяет создать высокопроизводительные машины с достаточной степенью автоматизации.
Принцип работы многоточечных сварочных машин заключается в том, что электроды трансформатора подводятся к свариваемым стержням с одной стороны, и происходит одновременное сваривание двух точек пересекающихся стержней при их сжатии шунтирующей токопроводящей пластиной.
Основной сварочный ток будет последовательно проходить через обе свариваемые точки и шунтирующую медную пластину, незначительно ответвляясь по арматурному стержню. Такое токораспределение, обусловленное малым сопротивлением арматурного стержня, уменьшает потребную мощность сварочного нагрева трансформатора и не вызывает излишнего нагрева арматуры.
Этот принцип позволяет конструировать машины для сварки сеток любого размера и производить одновременную сварку двух или целой группы точек.
В арматурных цехах заводов сборного железобетона небольшой мощности, принадлежащих строительным трестам и другим организациям, обычно применяются сравнительно простые сварочные установки полуавтоматического действия.
В таких полуавтоматах сетка движется вдоль оси продольных стержней между неподвижными электродами и шунтирующими пластинами. После каждого передвижения сетки на один шаг к месту расположения электродов подается очередной поперечный стержень, где и происходит его приварка во всех точках пересечения с продольными стержнями.
Существует два конструктивных решения многоточечных машин, чем и обусловлен выбор сварочного полуавтомата: с одной сварочной головкой и с комплексом сварочных головок, общее количество электродов которых равно количеству свариваемых точек в одном ряду. Машина с одной сварочной головкой имеет сварочный трансформатор с парой электродов и шунтирующую пластину с пневматическим прижимным устройством.
Сварочный трансформатор с электродами и шунтирующая пластина синхронно передвигаются на каретках соответственно по верхнему и нижнему поясам рамной конструкции.
Продольные стержни арматуры размещаются в прорезях гребенки, фиксирующей их шаг, а поперечные – укладываются по оси движения электродов под прижимную пластину.
Перемещение кареток с трансформатором и шунтирующей пластиной производится при помощи цепных передач, получающих движение от звездочек, закрепленных на валах привода. Когда трансформатор и верхний прижим останавливаются над пересечением стержней, прижимная пластина опускается, и происходит сварка двух очередных точек; после этого трансформатор и пластина передвигаются на один шаг к следующей паре точек пересечения.
Сварка узлов сеток и перемещение сварочной головки производятся автоматически при помощи электронного регулятора времени и реле отсчета импульсов. В целом же весь процесс сварки полуавтоматический, так как укладка стержней сетки производится вручную.
Машина сваривает до 3600 точек в час, заменяя собой 3-4 одноточечные машины, и обеспечивает правильные геометрические размеры сварной сетки большой ширины. Более совершенным является второй тип конструкции машины многоточечной сварки.
Эта машина имеет группу неподвижных электродов, каждой паре которых соответствуют шунтирующие пластины с пневматическими цилиндрами для их прижатия. Количество электродов соответствует качеству свариваемых точек на поперечном арматурном стержне.
Процесс сварки заключается в том, что в момент остановки сетки, при ее передвижении на один шаг происходит сварка подаваемого поперечного стержня одновременно во всех точках его пересечения. По такому же принципу сконструированы станки-автоматы для производства арматурных сеток и пространственных каркасов. В этих станках все процессы автоматизированы, ноони имеют более сложную конструкцию и потому применяются только при массовом производстве в специализированных арматурных цехах или на арматурных заводах.