В настоящее время в России готовится проект новых санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН) для общеобразовательных учреждений.
"Если говорить о содержательной стороне нормативов, то мы включили в проект разделы, которые не регламентировались ранее. Это, к примеру, размер школьных участков – проблема, особенно актуальная в крупных городах, где под постройку школ обычно выделяют маленькие участки, так что даже на спортивную площадку иногда не хватает места", – говорит Марина Степанова, доктор медицинских наук, заведующая лабораторией гигиены обучения и воспитания НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Российской академии медицинских наук.
Особое внимание в новых нормативах уделят строительным материалам, в частности тем, чье использование до сих пор не регламентировалось.
Помимо введения новых требований к строительным товарам, в настоящее время специалисты активно обсуждают необходимость пересмотра принципов возведения школ.
В мае 2009 года в Общественной палате России прошли слушания на тему "Архитектурный облик образования". Эксперты сделали вывод, что большинство отечественных школ не отвечают современным мировым стандартам в области архитектуры и интерьера.
В развитых странах уже сложилось понятие "детской архитектуры", предусматривающей использование своих приемов и методик. В результате именно школы часто становятся на Западе самыми интересными объектами недвижимости. "Обычную школу можно значительно изменить, например, установив цветные пластиковые окна.
Если не везде, то хотя бы в игровых кабинетах и начальных классах. Яркие детали помогут развить у ребенка цветовое восприятие, а необычная обстановка станет отличным подспорьем при воспитании оригинального мышления и воображения", – убеждена Наталья Буланова, руководитель отдела маркетинга и рекламы Группы компаний ПРОПЛЕКС.
Отечественные школы не только выглядят слишком "по-взрослому", но и неправильно спроектированы. Эта проблема обсуждалась на летнем заседании Российского общественного совета развития образования (РОСРО).
Было отмечено, что учебные заведения в России строятся по советским стандартам, не отвечающим современным реалиям. Сегодня школа перестает быть просто местом обучения; зачастую дети проводят в ней здесь весь день.
Поэтому им необходимы дополнительные помещения для факультативов, кружков и занятий спортом.
Примером учебного заведения, где эти моменты учли, является школа "Стандарт – 5 звезд", открытая в 2009 году в Екатеринбурге.
Помимо классов, оборудованных интерактивными средствами обучения, обширной библиотеки и зала для занятия хореографией, здесь имеется девять спортивных площадок и большой стадион.
Кроме того, в этой школе учтены потребности детей с ограниченными возможностями, что большая редкость для России.
Здесь есть пандусы, лифт и специально оборудованные парты. Все это не просто обеспечивает особый комфорт тем, кто в нем остро нуждается, но и в какой-то мере решает проблему "социализации" инвалидов в обществе.