Нина Куликова, экономический обозреватель РИА «Новости»
Изменения в жилищной сфере, которые пришли к российским гражданам с 1 марта - с началом действия нового Жилищного кодекса РФ - не всеми воспринимаются однозначно.
Сторонники реформы считают, что она сделает жилищный рынок прозрачным, а само жилье доступным большинству. Критики высказывают опасения, что реформа жилищного законодательства может привести к росту социальной напряженности.
Хотя формально социалистическая система в России перестала существовать более 10 лет назад, многие ее механизмы и инструменты продолжали все это время действовать. Настоящая реформа социальной сферы начата недавно – сперва монетизация льгот, а теперь – реформа жилищного сектора.
По мнению Алексея Макаркина, замдиректора Центра политических технологий, в обоих случаях это попытка сократить и упорядочить обязательства государства, чтобы сделать их реально выполнимыми. Есть шанс этой цели достичь, но есть и шанс получить большое число обиженных.
Новый жилищный кодекс устанавливает четкие правила игры в жилищной сфере. Однако он написан в рамках либеральной концепции и работает, прежде всего, на интересы собственника жилья.
В целом, сторонники нового Жилищного кодекса называют его прогрессивным, позволяющим перейти от старого социалистического уклада к новой российской реальности. Вопрос заключается в том, насколько большинство российских граждан готовы к этой новой реальности.
Готов ли российский избиратель к таким переменам? Вот характерный пример: государство до сих пытается стимулировать население завершить приватизацию тех муниципальных квартир, в которых люди живут на тех же правах, что и в советские время, и совершенно не желают становиться его собственниками, притом что процедура им ничего не стоит.
Возможность бесплатной приватизации жилья продлена еще на два года, а после этого права граждан, проживающих в неприватизированных квартирах, будут сокращены - они не смогут продать, обменять или сдать в наем свое жилье.
То есть понятие «бесплатное жилье» почти что уходит в небытие.
После вступления в силу нового кодекса число очередников за муниципальными квартирами должно резко сократиться, т.к. государство оставило за собой обязанность безвозмездно предоставлять жилье лишь нуждающимся в нем малоимущим гражданам. Право решать, кто же конкретно к ним относится, федеральный центр передал регионам.
Серьезной проблемой при этом остается то, что законом не прописано, кого считать малоимущим. Кодекс, однако, фактически делает социальное жилье недоступным для ряда категорий граждан, которым оно было доступно ранее.
По словам Алексея Макаркина, есть проблема, связанная с очередью на жилье для малоимущих. Сама очередь сократится вдвое, что удваивает шансы тех, кто в этой очереди остается, и сводит к нулю возможности тех, кто из этой очереди выпадает. «Но радость первых наступит еще через несколько лет, а вторые огорчатся уже сейчас», отмечает Макаркин.
Эксперты считают, что больше платить за жилье придется и собственникам, и социальным нанимателям. Для собственников может вырасти налог на недвижимость, в результате чего людям с достатком ниже среднего содержать приватизированную квартиру окажется сложно.
Кроме того, собственники сами должны будут оплачивать капитальный ремонт. По словам Михаила Делягина, руководителя Института проблем глобализации, с экономической точки зрения это бессмыслица, потому что денег у населения в большинстве регионов России нет даже на обеспечение текущего ремонта, не говоря уже о капитальном.
И все же это – существенные, но частности на фоне масштабов происшедшего. Кодекс устраняет многолетнюю двусмысленность, существовавшую в жилищной сфере уже в послесоветское время. В СССР каждый гражданин имел право на бесплатное жилье.
Однако право это оставалось во многом теоретическим, поскольку жилья на всех не хватало. Ведь фактически до 60-х гг. XX века в России не проводилось серьезных программ индустриального жилищного строительства.
Зато возникли очереди на получение бесплатного жилья, которые существуют по сей день. По данным Росстроя, сейчас в очередях на социальное жилье стоят 4,4 млн. семей, и ждут они его от 15 до 20 лет.
В целом число российских семей, желающих улучшить жилищные условия, превышает 28 млн. человек. А реально купить жилье сегодня могут, по разным оценкам, от 5% до 12% российских граждан.
Новый Жилищный кодекс – один из нескольких документов, призванных найти выход из этой ситуации. Вместе с Градостроительным кодексом и законом об ипотеке он принимался в рамках программы «Доступное жилье», цель которой - сделать ипотеку основой для приобретения жилья в России.
В целом эксперты положительно оценивают новое жилищное законодательство, но находят в нем и недостатки.
По мнению председателя Комитета по экономической политике, предпринимательству и туризму Валерия Драганова, Жилищный кодекс призван создать конкуренцию на жилищном рынке, покончить с бесконечными и несправедливыми очередями и монополизмом строительных компаний.
А по словам Оксаны Дмитриевой, депутата Госдумы РФ, Кодекс - непродуманный, в нем масса двусмысленностей, противоречий, и нет "готовых юридических конструкций".
Новый закон действительно существенно лучше защищает права собственника и добросовестного приобретателя жилья.
Права и гарантии их защиты четко оговорены, прописаны и отношения собственника с государством. Меньше возможностей остается для мошенничества, т.к. государство теперь гарантирует денежную компенсацию из бюджета лицам, лишившимся квартир в результате нечестных сделок.
Например, если добросовестный приобретатель жилья теряет его (квартира возвращается собственнику, без ведома которого была продана мошенником), то может рассчитывать на компенсацию до 1 млн. рублей. С другой стороны, положение собственника становится доминирующим.
Например, тот, на кого записана квартира, может отныне выселить из нее при разводе бывшую жену или бывшего мужа вместе со взрослыми детьми. Но нет сомнений, что на основе кодекса будет написано еще много законов, в которых ощущается необходимость.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции