История изобретения и применения керамики уходит своими корнями в глубину веков. Еще с древнейших эпох она считалась прочным и красивым материалом для отделки. Древняя керамическая плитка напоминала мозаику, ее изготовление стоило очень дорого, поэтому только храмы и богатые дворцы были отделаны этим уникальным отделочным материалом. Облицовочная керамика прошла очень интересный и долгий путь, она постепенно превратилась из предмета редкого и роскошного в практичный материал, применяющийся почти везде.
Традиции тысячелетней истории
Мозаичные кусочки из керамики, возраст которых датируется вторым и третьим тысячелетиями до нашей эры, были обнаружены в Междуречье Тигра и Евфрата. Но это была не совсем мозаика, потому что на каждом кусочке был выполнен целостный рисунок. Она была толщиной почти как кирпич, а рисунки на лицевой стороне выполняли в виде треугольных, круглых и полукруглых узоров. Древние мастера считали такие рисунки гармоничными с окружающим миром, в Месопотамии треугольник был символом созвездий, а солнце, море, простор горизонта у них ассоциировались с круглыми формами.
В Вавилоне тоже с древности формировались традиции по изготовлению керамики. Очень длительное время во всех дворцах и храмах отделку выполняли глазурованным кирпичом. Конечно, он мало походил на современные образцы, потому что глазурь толщиной более десяти миллиметров наносили на толстый кирпич. Такое покрытие было очень стойким и не боялось атмосферных воздействий и перепадов температур. Рисунок был преимущественно растительный, но часто можно встретить изображения животных или человека.
От Вавилона до средневековья
В нашем привычном понимании плитка появилась только при Дарии I, известном представителе древней персидской династии. В Персеполе и Сузе были найдены образцы изделий толщиной один сантиметр и размером 15х15 сантиметров. Монополия на изготовление такого материала принадлежала иранским государствам с III века до нашей эры до VIII века наших времен. Еще до недавних пор почти вся плитка для ванной была именно таких размеров.
Плитка использовалась в Древнем Риме и Греции, она только немного видоизменялась и совершенствовалась. В Египте, например, католическими монахами были придуманы изделия с узором из цветной глины. Плитка тогда еще не являлась доступным материалом для декоративной отделки. Ремесленники передавали свой опыт ученикам, позже стали появляться небольшие цеха по производству, а затем и фабрики. Массовое производство этого отделочного материала началось в Европе в XVIII веке. А в следующем веке в Германии появилась оригинальная неглазурованная плитка.
Особенное место среди стран, перенявших опыт и раскрывших секрет производства керамики у монахов занимает Испания. «Аристократическую» испанскую плитку одно время даже называли арабской керамикой. Существовала еще и «ремесленная» керамика, производством которой занимались бедные ремесленники и даже цыгане.
Итальянцы внесли большой вклад в развитие керамики, их секрет мастерства выразился в майолике – особом виде отделочного материала, названного в честь острова Майорка. Все итальянские фабрики по производству плитки, такие как fap ceramiche и другие, по сей день свято сохраняют старые традиции.
История развития керамики на Руси
Керамическая плитка на Руси появилась с приходом христианства в IX веке. Нею украшались строившиеся христианские храмы и отделывались царские дворцы. Панно урашали внутреннее убранство помещений и поражали своей красотой и яркостью красок, изображали в основном природу, геометрические орнаменты. Греческое направление в производстве было сосредоточено в Киеве и активно развивалось до XVII века, где и появились первые мастерские.
Также была очень популярна отделка с польскими корнями – изразец, которая покрывалась непрозрачной эмалью или прозрачной глазурью. Сначала изготавливали только красный изразец, а позже появились «муравленые» изразцы коричневого и зеленого цвета. Первым монастырем на Руси, отделанным изразцами, считается Ново-Иерусалимский монастырь, построенный на реке Истра в 1656 году.
Царю Петру I больше была по душе плитка из Голландии с синей или коричневой росписью на белом фоне. Это с легкой руки Петра у нас появилось новое слово «кафель». Царь называл все изразцы на немецкий манер «кахлями». Немного позже керамическая плитка постепенно полностью вытеснила изразцы. Вот такая история у такого простого и популярного отделочного материала.