Лепнина была известна еще в Древнем Египте. В античной Греции колонны и фасады зданий тоже нередко покрывались рельефными украшениями.
Наивысшего расцвета искусство создания лепных орнаментов достигает в эпоху барокко. Примерно в это время отдельные элементы роскошных фигурных композиций дворцов и храмов начинают использоваться для создания интерьеров жилых домов и рабочих кабинетов.
И сегодня во многих домах ХIХ - начала ХХ века можно встретить сохранившиеся образцы лепного декора. Но со времен революции лепнина была объявлена "пережитком прошлого", "мещанством" и предана забвению.
В наши дни особый стиль лепного орнамента переживает второе рождение. Любому помещению, даже типовой хрущевке, он придает индивидуальность и благородство.
Розетки, карнизы, вензели, пилястры, кессоны, вазы, шишки, шары, венки, гирлянды - многообразие рельефов поистине безгранично.
Лепниной украшают стены и потолки.
Продается лепнина в виде отдельных модулей и элементов, из которых, как из мозаики, собирается единая композиция, соответствующая стилю и особенностям того или иного интерьера и вкусу создателя. Можно по максимуму загрузить рельефом все возможные поверхности и плоскости, чтобы нигде не оставалось гладкого места или, напротив, ограничиться скромной розеткой и изысканным карнизом под потолком.
Очень эффектно будет смотреться асимметричное расположение рельефов. Для деловых офисов и кабинетов прекрасно подойдут геометрические фигуры (круги, квадраты, равносторонние треугольники, овалы) из простой филенки.
Преобразить входную дверь поможет супрапорта - пластически обработанный участок стены между дверной коробкой и потолком, заполненный рельефом или живописью. Попробуйте украсить лепниной диагонально противоположные углы комнаты или рискните положить по длине помещения один орнамент и совершенно другой - по ширине.
Что касается цвета, то здесь возможности безграничны: зефирно-белые рельефы прекрасно сочетаются с пастельными тонами и особенно нежно-розовым, бледно-оливковым, нежно-голубым, цветом слоновой кости. Лепнина дает неограниченные возможности для экспериментирования.
Классическая лепнина изготавливается из гипса путем отливки или прессования и только потом прикрепляется к поверхностям. Однако в последнее время для нее очень активно стали использоваться различные цементосодержащие растворы и сухие смеси.
Легкие детали можно посадить на специальный клей, гипс или цементные смеси. Для объемных тяжелых рельефов клея или раствора будет явно недостаточно, поэтому их дополнительно укрепляют штырями. Штыри впоследствии тщательно заделываются и маскируются.
Несложные рельефы можно создать в процессе штукатурных работ с помощью различных шаблонов. Такой метод называется "вытягиванием".
Он особенно хорош для наружных работ и отделки фасадов, поскольку орнамент в этом случае является не "инородным" телом, а монолитом единого целого. В последнее время в продаже появились различные лепные украшения, изготовленные из особо легких материалов - папье-маше, пенопласта, пластмассы и т.д.
Они достаточно практичны в применении, более чем доступны в цене, но недолговечны и при внимательном рассмотрении "выдают свое происхождение". Их можно с успехом использовать в типовых квартирах или арендованных офисах.
В помещениях, которые строятся "на века", такие украшения неуместны.
Лепнина всегда ассоциируется со стилем барокко или древней классикой. А почему бы не попробовать сделать орнаменты авангардного направления или, например, примитивизм?
Особых сложностей в изготовлении рельефных украшений нет. Готовится раствор из известкового теста и гипса, просеянных через частое сито. По густоте он должен быть сметанообразным.
Раствору дают немного "подсесть", чтобы он из жидкого стал студенистым.
Небольшие простые украшения (звезды, снежинки, буквы и т.д.) можно нанести с помощью трафарета.
Изготовленный трафарет приставляется к поверхности, и те места, где должен лечь узор, процарапываются. Царапины наносятся по всей площади рисунка, а не только по контуру трафарета. Затем трафарет заполняется раствором, Раствор разравнивают и затирают.
Как только он схватится, трафарет снимают и исправляют шероховатости. Второй способ: нанести раствор на поверхность, разровнять его, затереть, нарисовать узор и обрезать раствор вокруг его контуров, как тесто. Затем зачистить рельеф.
Всю работу лучше проводить поэтапно, по одному элементу: процарапал - сделал рельеф, так как известково-гипсовый раствор достаточно быстро схватывается. Более сложные орнаменты изготавливаются с помощью формы. Форма может быть пластиковой, бетонной, деревянной и т.д.
Чтобы будущее украшение легко вынималось из формы, ее предварительно промазывают мыльной кашицей. Форма наполняется раствором постепенно, толщина каждого слоя должна быть не более 10 мм. После изготовления деталь закрепляется.