Очень важно обеспечить учёт и контроль материалов в предприятиях, основным видом деятельности которых является строительство. Здесь возникает много проблем.
Это связано со спецификой производства: зачастую дисциплина находится на неудовлетворительном уровне, отсутствует своевременная поставка ресурсов, и как следствие простои, постоянные проблемы, связанные с размещением, хранением и доставкой ресурсов. Одной из проблем выступают программы складского и бухгалтерского учета, используемые для учёта стройматериалов.
Надо отметить, что данные программы больше рассчитаны на торговые предприятия и, соответственно, ими удобно работать в торговле, а не в строительстве.
Конечно, в бухгалтерских программах есть достоинства, но всё-таки невозможно до конца с их помощью разрешить все проблемы, которых немало.
Это случаи расходования средств не по назначению, закупки ресурсов по завышенным ценам, всяческие нестандартные ситуации, поступление лишнего невостребованного сырья. Поэтому очень часто в строительной фирме происходят такие явления как затоваривание складов, отсутствие денег на расчетном счете, а также неоправданные расходы в виде простоев.
В строительстве важно вести полный бухгалтерский учет (и аналитический, и синтетический), поскольку доля материальных расходов обычно велика, и ошибки дорого обходятся.
Так в чем заключается проблема?
Для многих строительных фирм решением проблемы контроля закупок и поставок стройматериалов стал так называемый подход "с колёс". Он кажется им оптимальным , потому что руководство не заинтересовано в грамотном планировании.
Довольно распространено заблуждение, когда руководители компаний думают, что учёт стройматериалов в строительстве можно вести только в авральном режиме. И, как следствие, решение проблемы не происходит, а становится еще более затруднительным.
Если допустить в качестве реальной ситуации следующее: смета попала к заведующему складом либо в отдел снабжения, однако в ней нет информации о времени окончания работ, об этапах выполнения работ. Следовательно, при изменении оперативной даты нужно как можно быстрее завезти стройматериалы или перенести дату закупки, чтобы рациональнее использовать денежные средства.
Но даже при наличии таких данных, у складских служб теряется связь работ и необходимых материалов. Так, снабженец не знает, для каких работ будет использован материал, а прорабу на определенном этапе выполнения работ возможно не нужна вся партия стройматериалов.
К примеру, были закуплены канализационные трубы, половина труб от закупки устанавливается сегодня, а другая через пять дней. Следовательно, некоторое время трубы будут пылиться на стройплощадке, тем самым не происходит оптимального использования оборотных средств.
Опыт японских строителей.
Больших успехов в сфере строительства добились японские компании. В социалистическое время наши строители ездили перенимать опыт японских коллег.
Главная составляющая их достижений: чёткие сроки и гарантированный объём закупки и поставки стройматериалов, причем материалы завозятся напрямую на стройплощадку, минуя складские помещения (японцы считали, что они не нужны). Отечественные строительные предприятия в то время посчитали невозможным перенять опыт японских коллег, так как в СССР поставщиков было немного и очень трудно было заключить с ними договор.
Сейчас, конечно, другое время, но организовать работу по японскому методу у нас еще не получается. Хотя есть разные поставщики и среди них большая конкуренция, но редкая фирма может гарантировать своевременную и в полном объеме поставку стройматериалов.
Так как приступить к изменениям?
Необходимо каким-то образом снизить количество нерационального использования материалов, оптимизировать расходование оборотных средств путем тщательного планирования закупок, контроля издержек.
Для этого необходимо автоматизировать учет всего производственного процесса. Но тут есть, как уже было сказано выше, ряд проблем: программы не ориентированы на строительные фирмы, больше подходят для логистических и складских служб предприятий торговли.
Только неспециалисту кажется, что учёт стройматериалов прост и осуществляется везде по одному алгоритму. В строительстве нужно учесть много нюансов производственного процесса в отличие от торговли.
Очень мешает полной автоматизации бизнес-процессов на строительной фирме заблуждение, что в этом нет необходимости. Некоторые строительные фирмы полагают, что будет достаточным автоматизировать отдельные участки: управление запасами, денежными средствами, основными средствами и др., а на планирование, учёт договоров просто не обращают внимание.
Это не совсем правильный подход, так как все участки связаны между собой и представляют единую систему. Если изначально организовать процесс управления от учёта договоров, от планирования, то эффективность работы строительной компании значительно вырастет.
К сожалению, по такому пути следует очень мало предприятий. Причинами этого является и неудовлетворительная дисциплина, отсутствие прописанного регламента строительных работ и, зачастую человеческий фактор - руководители служб, нечистые на руку, не заинтересованы в получении оперативной информации. В таком случае, грамотный руководитель, раз и навсегда решив применить такой подход, должен провести собрание, чтобы разъяснить необходимость внедрения полной автоматизации строительного процесса, и обязать всех коллег работать в единой специализированной программе.