На данный момент на российском рынке сухих строительных смесей наблюдается стабильная ситуация. Рост достигает 15-20% в год. Перспективы у рынка ССС самые радужные. Ведь строительные компании переходят на новые технологии, а потому в их работе сухие смеси необходимы.
ССС - вспомогательные материалы со специализированными свойствами. Они применяются в строительных работах и при отделке помещений.
Сухие смеси разделяются на кладочные растворы, выравнивающие составы, клеи для плитки, керамогранита, шпаклевки, а также гидро и теплоизоляционные композиции и ремонтные и санационные составы. Почему же эти материалы в одной группе?
Все дело в том, что их производят на основе вяжущих веществ, используя модифицирующие добавки, в некоторых же случаях - с зернистыми и армирующими пигментами и наполнителями. Композиции сухих смесей предоставляются покупателям в готовом виде.
Их смешивают с водой и сразу же используют в строительных работах.
Появление на рынке
ССС появились на отечественном рынке в 90-х годах прошлого века.
До этого строительноотделочные материалы, среди которых были монтажно-кладочные растворы на цементе, клеи, шпаклевки, известковые и меловые пасты, выпускались на заводах только в "мокром" виде и были сразу готовыми к употреблению. Зачастую они замешивались сразу на месте работ, но ничего хорошего в этом не было.
У заводских смесей был ограничен срок годности. Растворы были готовы к употреблению всего несколько часов, а шпаклевки и пасты - два месяца и не более того. Когда смеси готовятся прямо на строительной площадке, бывает трудно соблюсти нужные пропорции.
Именно потому технология нарушалась всегда. А за нарушением технолог8ии следовало падение качества.
Вначале на российском строительном рынке появились польские, финские и немецкие сухие строительные смеси.
Это были финские ССС марки Vetonit, германские штукатурные смеси марки Knauf и т. д. Их цена была довольно высокой, поскольку в нее входили транспортные расходы, кроме того, конкуренция у них в тот период была низкой. Несколько лет на отечественном рынке главенствовали импортные ССС, но потом появились и продукты отечественного производства.
Это продукция торговых марок "Глимс", "Бирсс", "Крепс", "Юнис", "Боларс", "Старатели". Рынок рос очень быстро, прибавляя 40-50% ежегодно.
Что предпочитают строители
На данный момент потребление ССС составляет 2-3 кг ежегодно на душу населения, этот же показатель в Германии составляет 30 кг, во Франции, Финляндии и Польше - 20 кг. Чаще всего в России сухие смеси потребляют строительные и ремонтные организации, на долю которых отводится 75% продаж.
Участники рынка уверены в том, что частники массово не готовы к употреблению ССС.
Чаще всего из сухих строительных смесей используются шпаклевки, которые закупают свыше 60% потребителей. 50% используют универсальные смеси и штукатурку.
Немного меньше покупают клей для плитки, грунтовку и затирку для швов. Что касается гидроизоляции и наливных полов, то они всего несколько лет назад большого успеха не имели, зато сейчас все больше и больше их используют строители.
50% рынка ССС контролируют компании-лидеры, среди которых Vetonit, Knauf, "Плитонит" и "Юнис." Рынок ССС - это рынок умеренной концентрации. Предпочтения строителей на данный момент уже сложились, поменять их трудно, потому новой марке быстро пройти становление просто не получится.
Если говорить об ассортименте, то уральский рынок ССС довольно насыщен: в относительно небольших населенных пунктах вам предложат на выбор 10-15 марок продукции.
В крупных городах, кроме дилеров инорегиональных компаний, существуют свои компании-производители.
Их продукция обычно реализуется в том же регионе, где они расположены. Отдельно нужно сказать о пермском заводе "Гипсополимер", он обычно поставляет произведенные им ССС на сибирский рынок.
Выбор ССС для челябинских потребителей отличается от тех, что получают потребители по всей стране. Кроме импортных ССС марок "Хенкель", Knauf "Ветонит", стала очень известной и востребованной местная марка ССС "Мастер Крафт".
40 % строителей покупают материалы "Атлас", "Плитонит", и "Биопласт".
Хорошую репутацию приобрел местный производитель Brozex, он поставил при производстве на материалы на клеевых связующих.
Ассортимент ССС и их виды.
В уральском регионе ССС представлен в богатом ассортименте.
Штукатурки для строительных работ бывают "черновыми", водонепроницаемыми, выравнивающими, отделочными, влагостойкими. Кроме того, вам предложат монтажно-кладочные смеси, затирочные, шпаклевочные, расшивочные смеси, наливные самовыравнивающиеся полы, клеевые смеси для обоев, гипсокартона и кафельной плитки.
Недавний продукт рынка - огнеупорная смесь, предназначенная для кладки печей и каминов, кроме того, вы можете купить упрочнитель для бетонных полов, ускоритель затвердевания бетона. Это тоже новые, но качественные и перспективные продукты для строительства.
По типу вяжущего ССС можно разделить на известковые, цементные, известково-гипсовые, цементно-известковые и гипсовые. Заполнителями служат строительные пески, молотый известняк, металлическая фибра мраморная крошка, минеральные или органические волокна.
Свойства получаемой смеси зависят от модифицирующих добавок. Их очень много, более десяти могут входить в состав всего одного вида ССС. Некоторые из них занимают совсем малый процент объема.
Строительные добавки убыстряют либо замедляют твердение, упрощают укладываемость, сокращают количество воды, делают более высокими морозостойкость и пористость. Замедлители нужны при бетонировании в жару, при цементировании скважин и в некоторых других случаях.
Воздухововлекающие добавки увеличивают морозостойкость. Образовавшиеся пустоты дают возможность бетону расширяться. Воздух туда поступает и при обычном его перемешивании, но его недостаточно.
Водопонижающие добавки (пластификаторы), обеспечивают хорошую текучесть при гораздо меньшем количестве воды. Это делает бетон более прочным.
Подобрать нужные добавки, да еще и в точных пропорциях, сложно, хотя от этого зависит конечный состав и качество смеси.
Но это очень важно, поскольку именно добавки и формируют смесь, предназначенную для определенного вида работы; продаваемость марки тоже зависит от них. Знать подробный "рецепт" сухой смеси - это мало.
Она должна быть адаптирована под местное сырье, ей приходится проходить тесты на совместимость с другими строительными материалами.
Компании, конечно же, стараются быть поближе к своему потребителю.
Потому импортные и отечественные производители открывают свои филиалы и в других регионах. Это делает рынок ССС более насыщенным. Но продвинуть новую марку на таком рынке будет непросто из-за жесткой конкуренции.