Обычные, широко известные цепные пилы, работающие на бензине, выполняют то же предназначение, что и электрические цепные пилы. Рабочее оборудование у них практически одинаково - ведущая звездочка, шина с ведомой звездочкой, режущая цепь.
Но у пил, с двигателем внутреннего сгорания, привод более сложный. Там уже присутствует карбюратор, сцепление, а бывает даже коробка передач.
Импортные пилы, что бензиновые, что электрические, в широком ассортименте на российском рынке появились не так уж и давно.
Раньше в России доминировали бензопилы марки "Урал" и хорошо известная, пожалуй, самая популярная в России, бензопила "Дружба".
Раньше, бензопилы использовались в основном для валки леса и заготовки дров.
У них была такая конструкция, имеется в виду пила "Дружба", что пила должна была находиться всегда вертикально, бензин поступал самотеком. Сейчас выпускают более совершенные изделия, которые можно применять и на других работах.
Область применения современных бензопил и электропил можно условно разделить на четыре вида. Работа в лесу - лесозаготовки, строительные работы с деревянным материалом, столярно-плотницкий вид работ и садоводческие работы.
Сами бензопилы - дальше речь пойдет о них - классифицируются на три класса: профессиональные, полупрофессиональные и бытовые. Основные характеристики, отличающие один класс от другого, базируются на показателях времени непрерывной работы и мощности двигателя.
Бытовые бензопилы рассчитаны на разовые работы, у них небольшая мощность и небольшая продолжительность времени работы. Конструкция у них довольно простая, цена тоже небольшая. Их применяют в основном для работы в саду или на небольшой стройке.
Полупрофессиональные бензопилы обладают более высокими характеристиками. Их можно применять на всех работах, даже на лесозаготовках. Но тоже - не ежедневно по 10 часов. А вот профессиональные модели уже рассчитаны как раз на постоянную, ежедневную, круглогодичную работу.
Ресурс их намного выше, чем у остальных видов пил. Поэтому и стоят они дороже.
Как уже упоминалось, бензопилы работают на двигателях внутреннего сгорания, работающих на бензине - отсюда и название.
Соответственно, там стоят и все сопутствующие элементы - карбюратор, глушитель, редуктор, фильтры - воздушные и топливные и другие элементы. При изготовлении этих вещей была учтена специфика их работы.
Например, чтобы бензин не превращался в пену из-за довольно большой вибрации пилы при работе, на нем предусмотрена виброзащита.
Параметры рабочего оборудования у бытовых и профессиональных бензопил отличаются. Основная гарнитура пилы - шина и цепь.
Бытовые бензопилы оборудованы облегченной шиной, обычно неширокой и плоской. Бывает, что шина не цельная, а сделана из двух пластин. Пространство между пластинами заливают пластиком. За счет этого уменьшается вес.
На профессиональных бензопилах наоборот, стоят широкие шины. На конце любой шины стоит головка, которая обеспечивает амортизацию, натяжение цепи, а также на ней стоит ведомая звездочка. На профессиональных пилах эти головки зачастую делают заменяемыми.
Цепь, двигаясь по шине, опирается на втулки и ролики самой цепи. Древесина режется при помощи специальных заточенных зубьев цепи. Главная характеристика любых цепей для бензопил - шаг цепи.
Существует международный стандарт, который определяет три размера шага выпускаемых цепей. Это 0,325 дюйма, 0,375 дюйма и 0,404 дюйма. Самые популярные - это первых два размера.
Для удобства восприятия параметр 0.375 дюйма пишут не в десятичной, а в простой дроби - 3/8 дюйма.
Чем больше шаг цепи - тем больший кусок древесины вырывает зуб при распиливании, а значит, тем выше производительность. Но это требует и большей мощности.
Поэтому цепи с размерами шага 3/8 дюйма и 0.404 дюйма применяются на мощных пилах. Хотя, если посмотреть таблицы с техническими характеристиками, шаг 0.325 дюйма на профессиональных пилах тоже встречается.
Производительность и чистота распила зависят также от профиля зубьев цепи. Для бытовых целей применяют так называемые "низкопрофильные" цепи. При их использовании меньше вибрация, распил получается качественный, но и производительность у них очень невысокая.
При работе профессиональными пилами обычно применяют "высокопрофильные" цепи. Зубья тут крупные, производительность больше, но и вибрация тоже велика. Такие цепи чаще всего оборудованы такими зубьями, где режущая часть сделана путем напайки пластинок из твердых сплавов.
Или это специально закаленные зубья.
Специалистами фирмы "Oregon" была разработана технология, которая позволяет снизить вибрацию цепи при работе. Цепь при этом, нужна особой формы, благодаря которой между шиной и цепью при работе есть небольшой зазор.
Этот зазор как бы амортизирует цепь. Зубья, благодаря нему, не заклиниваются между шиной и обрабатываемой древесиной, удары зубьев смягчаются. Уровень вибрации, соответственно, понижается.
В результате и работать становится легче. Чтобы цепь служила долго, она должна быть все время смазанной. Для обеспечения этого условия, на бензопилах предусмотрены специальные бачки для смазочного материала и насосы, которые подают смазку непосредственно к цепи.
Есть цепи, которые сделаны с улучшенной системой для смазки ("LubriLink"). Это обеспечивается за счет формы соединительных звеньев. Они сделаны с внутренними полостями.
При использовании такой цепи смазка сохраняется внутри таких полостей и не разбрызгивается под действием центробежных сил, которые возникают при прохождении цепи ведущей и ведомой звездочек.
Часто бывает, что при работе пилой конец шины, где ее огибает цепь, соприкасается с распиливаемой поверхностью.
Допустим, если человек неопытный, или просто он может оступиться. Тогда пилу очень резко и сильно отбрасывает на оператора. Это называется обратный удар. Представьте, что работающая цепь при этом коснулась человека. В этой ситуации очень велика опасность травмы.
У современных бензопил предусмотрен аварийный тормоз. Он срабатывает от щитка (щиток обычно находится возле левой руки) и останавливает цепь. Остановка цепи происходит очень быстро - примерно за одну десятую (0,1) секунды.
Система включения аварийного тормоза при помощи щитка, выглядит так. Сначала щиток ставится в заднее положение, потом заводится пила. Когда пилу бросает назад, рука оператора инстинктивно упирается в щиток. Щиток, конечно, сдвигается и тормоз включается.
Иногда, есть и такие модели, аварийный тормоз включается от сил инерции, или просто от резкого движения пилой. В тех моделях, которые представлены в таблице, все оборудованы аварийным тормозом.
Исключение составляет только бензопила "Дружба" - на ней аварийный тормоз остановки цепи не предусмотрен.
Есть еще одна защита от обратного удара. Это специальные кожухи, которые устанавливаются на окончании шины.
Такой кожух прикрывает цепь и полностью исключает возможность работы концом шины - соответственно, обратному удару просто неоткуда взяться. Такие правила безопасности применяются во многих странах. Но не везде. В Швеции все не так. Стандарты безопасности там другие.
Работа концом шины в этой стране считается безопасной, при наличии достаточной квалификации у работника. В Швеции даже техника валки деревьев другая. Там принято именно концом пилы начинать подрезку дерева.
Лесоруб вгрызается пилой в дерево и делает распил по кругу. Это очень удобно для валки толстых деревьев, так как позволяет увеличить ширину распила до двух длин шины.
Но такой метод требует специальных навыков, опыта и вальщик должен обладать при этом хорошими физическими данными.
Работа с бензопилой считается достаточно травмоопасной. Наиболее опасные места - это глаза, руки и кожный покров.
Поэтому, согласно правилам безопасности, при работе бензопилой нужно надеть защитные очки, на руках должны быть перчатки, а при лесозаготовках работать нужно в каске, особенно при валке деревьев.