На строительном рынке России работают около 150 розничных операторов, осуществляющих продажу для дома, строительства и ремонта, 20 из которых федерального значения.
Крупнейшие федеральные операторы DIY-ретейла (Do it yourself - "сделай сам") по количеству магазинов в 2007г. - "Старик Хоттабыч", "Стройдело" (41 магазин), "Дом-Лаверна", "СантаХаус" (16), строительный двор "Домовой" (12), OBI (11), "Сатурнстроймаркет" (8), Leroy Merlin (7).
Что касается развития форматов торговли, то эксперты сходятся во мнении, что привычные строительные рынки нескоро уйдут в прошлое. Но одновременно будут появляться гипермаркеты стройматериалов. "Гипермаркеты будут доминировать, поскольку российский человек привык покупать товары на рынке, где подразумевается наличие большого ассортиментного ряда.
Соответственно, гипермаркет для нашего человека более приемлем, учитывая перспективы роста формата DIY", - делает вывод в эфире РБК-ТВ в программе "В фокусе" директор по развитию бизнеса ГК Step by step Дмитрий Рыжаков.
В то же время формат супермаркета будет востребован в меньшей степени.
Поскольку человек купит товары, необходимые ему в обиходе в (строительном) магазинчике "у дома", либо, затеяв ремонт, целенаправленно поедет в гипермаркет. Скорее всего, строительные супермаркеты будут специализироваться на продаже того или иного товара, например, дверей или сантехники.
Однако большинство отечественных покупателей убеждено, что на строительном рынке можно купить все, от материалов на фундамент, заканчивая покрытием крыши, и при этом дешевле. Нельзя не признать, что на рынках идет активная продажа товара, продавец обязательно расскажет, какой товар он сам покупал, что пользуется спросом, да еще скидку даст.
Однако заместитель генерального директора сети "Наш дом" Андрей Минкин сомневается в том, что на открытом рынке можно найти 70 тыс. наименований товаров, да к тому же качественного. По его словам, 40% товарооборота приходится на строительные гипермаркеты, супермаркеты, магазины "у дома".
По данным аналитиков, это слишком оптимистичные данные. Цивилизованная торговля в строительном ретейле, которая охватывает сети и магазины "у дома", пока не превышает 25%.
Добавим, что объем экспорта строительных материалов составляет не более 4-6% от объема производства в стоимостном выражении. Наиболее экспортно-ориентированными материалами являются асбест, листовое стекло, цемент, линолеум.
За прошлый год объем производства стройматериалов вырос на 12%, а по отдельным наименованиям на 20-30%. Что касается отделочных материалов и фурнитуры (керамической плитки, санитарно-керамических изделий, облицовочных изделий из природного камня), то здесь доля импорта достигает 20-25%.
По мнению участников рынка, сейчас наибольший интерес для развития сетей представляют регионы, где повышается покупательская способность населения. А в Москве может работать максимум 50-60 гипермаркетов.
Из этого можно сделать вывод, что в будущем конкуренция будет обостряться в российских городах-миллиониках. Но если взять показатель концентрации строительных магазинов на душу населения, то столица тоже имеет потенциал роста для развития сетей.
Для сравнения, в Европе на 10 тыс. человек приходится 2 тыс кв м, в Москве на 10 тыс. человек - 200 "квадратов".
Говоря о тенденциях этого года на строительном рынке, эксперты считают, что наибольшую долю на рынке DIY займут отделочные материалы.
Дополнительно на это влияет то, что в России 90% жилья продается без внутренней отделки. Что касается прогнозных оценок роста рынка, здесь экспертные мнения разнятся. По мнению ретейлеров, рынок покажет рост на уровне 3-5%, по прогнозу аналитиков - на 15-20%.