Главная » Публикации » Дорожные и газонные покрытия

Дорожные и газонные покрытия

Выбор материалов для покрытия сети дорожек и тропинок - достаточно увлекательное занятие. На результат выбора влияет большое количество различных факторов, начиная от индивидуальных вкусовых предпочтений конкретного человека и соответствия внешних эстетических качеств материала единому стилю создаваемого ландшафта, небольших архитектурных форм, зданий и заканчивая наличием определенных функциональных приоритетов.

К примеру, криволинейные по схеме дорожки оптимальнее всего выкладывать из рваного естественного камня, который выгодно подчеркнет их натуральную живописность и не потребует дополнительную установку поребриков. В целях облагораживания автомобильных подъездов к жилым постройкам, гаражам и хозяйственным постройкам наиболее подойдет мощение гранитной и диабазовой брусчаткой или тротуарной плиткой, так как вышеуказанные небольшие по размерам элементы более приспособлены к интенсивным периодическим нагрузкам, и за ними значительно легче ухаживать - очищать от мусора, грязи и снега.

Достаточно приемлемая, но достойная в плане стоимости альтернатива покрытиям из искусственного и натурального камня - набивное дорожное покрытие, изготавливаемое из кирпичной крошки по песчано-щебеночному основанию или из гранитного отсева. Самый существенный недостаток такого покрытия - периодическая необходимость реконструкции и замены верхнего слоя.

Частота этой операции зависит, в первую очередь, от условий ее эксплуатации - на автомобильных проездах операцию необходимо будет проводить раз в 1,5-2 года, на пешеходных площадках и дорожках - существенно реже.
Помимо этого, в сухое и жаркое лето такое дорожное покрытие является причиной образования пыли и поэтому требует увлажнения.

Данного недостатка можно легко избежать, если применять в качестве верхнего слоя покрытия древесную кору. При этом очень даже привлекательна недорогая стоимость материала и невысокая трудоемкость требуемых работ.

Следует отметить, что со временем древесная кора начинает перегнивать и по этой причине требуется подсыпка материала или вовсе замена наполнителя данного дорожного покрытия. Если материал дорожного покрытия уже выбран и конфигурация тропиночно-дорожной сети удачно решена - далее производятся расчеты необходимого количества материалов, требуемых для обустройства основания покрытия.

Конструкции дорожных покрытий утверждаются в зависимости от геологических факторов и режима эксплуатации покрытия. При обустройстве частных участков, характеризующихся отсутствием интенсивной эксплуатации дорожного покрытия тяжеловесным грузовым автомобильным транспортом и, где грунты представлены по составу супесями или песками, можно использовать следующий способ конструкции основания покрытия, упростив, таким образом, задачу укладки основания без ущерба для ее качества.

Для того чтобы предотвратить все последующие деформации дорожного покрытия, каждый новый слой основания (исключением является монтажный слой) следует основательно утрамбовать. Ручную трамбовку удобнее и целесообразнее всего использовать при уплотнении пешеходных дорожек небольшой ширины.

Основания с большими площадями, в особенности под проездами большегрузного автомобильного транспорта с интенсивным движением, трамбуются либо специальной виброплитой весом более 200 кг, либо огромным виброкатком.
Необходимые уклоны поверхностей мощения проектируются днищем корыта под дорожное основание (стандартно, уплотненным грунтом) и обычным щебнем.

Сглаживание производится уже непосредственно в процессе укладки материала мощения.
От выбранной идеи (садовая плитка, тротуарная плитка, пиленый известняк, который укладывается без швов, рваный природный камень, который укладывается с заполнением всех имеющихся швов гранитным отсевом или газонной травой) напрямую зависит принятие решения о необходимости дополнительной установки гранитных или бетонных поребриков.

Указанные поребрики монтируются непосредственно на бетонную смесь по предварительно уплотненному основанию из щебня, при этом на пучинистых грунтах и при достаточно высоком уровне пролегающих грунтовых вод настоятельно рекомендуется производить продольное армирование бетонной смеси арматурным прутком с диаметром не менее 10 мм.
При монтаже поребриков следует и строго контролировать размер швов, который не должен превышать 5 мм, и заполнять их песчано-цементным раствором, и соблюдать продольные уклоны.

Эти уклоны могут либо совпадать с уклоном поверхности мощения, либо отличаться (но ненамного) при их частичном совпадении с уклоном, преобладающим на месте.
Если бетон набрал хорошую прочность, то повторно щебеночное основание следует планировать и уплотнить, а затем произвести засыпку слоя песка, после этого необходимо подготовить монтажный слой - песчано-цементную смесь в пропорции 5 к 1. Поверхность монтажного слоя покрытия или выравнивается специальным правилом, или каждый элемент покрытия необходимо осадить по шнуру в отдельности.

Заключительное выравнивание стандартной тротуарной плитки выполняется специальной виброплитой массой в диапазоне 50 - 100 кг.
Кладка, выполняемая из рваного природного камня, не позволяет создать желаемую ровную поверхность покрытия, поэтому при выборе данного материала кладки заключительное уплотнение виброплитой обычно не производится.

При выборе такого типа мощения рекомендуется соблюдать одинаковые размеры швов и гармоничное сочетание мелких, средних и крупных камней.
Заключительный этап производства работ по дорожному мощению - работы по заполнению образовавшихся швов. В случае если это тротуарная плитка - швы заполняются намывным и мелкозернистым песком, если непиленый камень природного происхождения - в качестве заполнителя швов используется плодородная почва, в которую в последствии высаживаются семена определенных дорожных культур.