Совершенно преобразить интерьер помещения можно, если подойти к задаче покраски стены творчески и использовать новые малярные приемы, материалы и инструменты.
Что объединяет все разнообразное множество малярных техник?
То, что они обеспечивают возможность варьировать цветовые решения декоративных покрытий, и это позволяет сгладить или, когда нужно, выгодно подчеркнуть незначительные дефекты имеющейся поверхности. Любое покрытие в эксплуатации изнашивается, на нем неизбежно появляются дефекты, и задача обновления и улучшения качества поверхности решается просто: проводится фрагментарный косметический ремонт, с минимальными затратами времени и финансовых вложений.
Залогом высокого качества и рентабельности такого ремонта является подготовительный этап работы - подготовка основания. Как бы нам ни хотелось сэкономить, мы не можем пренебрегать тщательной проработкой поверхности, на которую будет затем наноситься декоративное покрытие.
Необходимо в полной мере учесть все факторы окружающей среды и "задать" спектр качеств создаваемого покрытия (его прочность, влаго- и морозоусточивость и др.). Гарантией достижения этих параметров служит применение качественных материалов и соблюдение технологических правил.
Для того, чтобы получить желаемые декоративные эффекты, сегодня применяют различные инструменты и приспособления. Это шпатели различного размера и калибра, пластиковые или металлические; губка, синтетическая или натуральная морская; тампоны различной структуры и размера; капельный аэрограф, инструменты для получения различных специальных эффектов ("дерево", "пробка" и др.); валики, кисти, перчатки.
Вся необходимая информация о технике нанесения материала предоставляется поставщиком. Специальные инструменты, требующиеся для работы с выбранным материалом, как правило, также можно приобрести у поставщика.
Что же касается декоративных эффектов, которые можно получить, - тут возможности поистине безграничны и зависят, главным образом, от применяемой техники. Можно создавать текстуры, имитирующие ткани (мокрый шелк, например, или мятый лен), кожу, древний пергамент или циновку, камень и другие натуральные материалы.
Рисунок, создаваемый на декорируемой поверхности, может воспроизводить структуру имитируемого природного материала не только внешне, но также и на ощупь. При желании можно создать эффект интенсивного металлического блеска, полярного сияния или нежной дымки, неба с облаками или сюрреалистических видений.
Создаваемый рисунок может быть рельефным или плоским, моно- или полихромным, глянцевым или матовым, иметь самую различную текстуру. Разнообразию нет предела при современных технологических возможностях.
Мы дадим здесь только очень краткое определение самых распространённых техник создания различных декоративных покрытий. Поскольку разнообразие материалов, приемов и техник воистину неописуемо: производители непрерывно разрабатывают и создают всё новые, более совершенные материалы; вместе с ними непрерывно появляются новейшие техники и приспособления.
Совершенно разные эффекты можно получить, используя одни и те же материалы, но применяя различные приемы и способы их нанесения на декорируемую поверхность. С другой стороны, одинаковые, в сущности, приемы разные производители могут именовать по-разному.
Очевидно, что в такой ситуации нет и не может быть единой и общепринятой терминологии.
Прием "размывка". Выполняется следующим образом: на один слой краски наносится второй, свежий. Затем краска размывается, и делается это с помощью губки или кисти.
Можно также воспользоваться необычным материалом - куском ткани или полиэтилена. От того, чем именно производится "размывка", и зависит создаваемый узор. Так, с помощью тканевого лоскута можно получить более мелкий и плоский рисунок.
Используя крупную кисть или шпатель и делая широкие и энергичные мазки, можно создать самые Он может применяться как самостоятельный - например, для отделки потолков. Годится он и для подготовки основы - например, под обои из стекловолокна.
Техника "нанесение тампоном/губкой". Для декорирования используют состав, соответствующий по консистенции желаемому эффекту (более или менее разведенный или неразбавленный водой). Его равномерно наносят на поверхность в один прием, валиком или кистью.
Затем выполняют собственно декорирование: проходят по всей поверхности вращательными движениями, пользуясь тампоном или губкой. Когда высохнет, можно таким же способом нанести второй и более, если нужно, цвет.
Так поверхность станет многоцветной, а рисунок - более глубоким, объемным.
Техника "нанесение малярной перчаткой". На обрабатываемую поверхность наносят несколько пятен разного цвета, без какого бы то ни было порядка. Используют для этого неразбавленную краску.
Затем рукой в малярной перчатке размазывают пятна по поверхности так, чтобы заполнить всю поверхность, всеми имеющимися цветами и в различных сочетаниях и оттенках. Можно сделать это и другим способом: сначала нанести один слой валиком, а потом перчаткой нанести рисунок на нем.
Эта техника позволяет получить на декорируемой поверхности сложную игру цвета и оттенки разнообразных тонов; это зависит от того, какие цвета выбраны изначально и как нанесены пятна.
Техника "цветной накат".
Сначала на декорируемую поверхность накладывают матовую "базу". Когда она высохнет, на нее накатывают валиком отделочный слой. Валик может быть лоскутным или поролоновым, даже фигурным.
При желании можно создать эффект "мятой поверхности": для этого сначала отделочный слой наносится валиком, а затем его структурируют, также валиком.
Техника "набивка по трафарету". На окрашенную предварительно стену наносят рисунок, прикладывая к ней трафарет.
Таким образом можно создавать разнообразные картины и фрагменты, крупные и мелкие.
Техника "нанесение с разводами". На рабочую поверхность (небольшую по площади) кистью вертикальными полосами наносят краску, чередуя полосы разного цвета.
Затем вдоль границ между цветами проходят шпателем; так разноцветное полотно становится более однородным. Можно наносить краску шпателем на мокрую основу; это сделает рисунок размытым и более мягким.
Чтобы, наоборот, придать рисунку графичность, разводы наносят на сухую поверхность.
Техника "нанесение краскораспылителем" (для получения капельного эффекта).
По нанесенному на декорируемую поверхность слою краски наносят следующий слой с помощью краскораспылителя.
Можно надевать сопла с разной величиной отверстий и менять давление воздуха, чтобы получить оригинальные эффекты. Размер и цвет капель, их распределение по поверхности могут создавать самые причудливые и неповторимые узоры.
Когда нанесенная краска высохнет, можно сразу же поверх нее распылять другой цвет; в этом случае возникают уникальные полихромные эффекты.
Техника "следы кисти".
Сначала готовят основу: с помощью валика или кисти наносят на декорируемую поверхность густой слой неразбавленной краски. Затем кистью (величина поверхности и толщина ворса по выбору) проходят по основе.
Задача - оставить следы движений кисти на поверхности; застыв, они образуют уникальную фактуру. Способы образования следов кисти могут быть самыми разными - по глубине воздействия, направлению, плотности, ритму.
Когда этот слой высохнет, можно нанести сверху еще один, другого цвета; так поверхность станет многоцветной и более объемной.
Техника "дерево". Выполняется в несколько приемов.
Сначала на обрабатываемую поверхность наносят краску, валиком или кистью (чтобы получить однородную поверхность, краску разбавляют на 5-10%). По только что нанесенному слою краски проходят специальным приспособлением и выполняют движения определенным образом.
Рука двигается сверху вниз и надавливает, а кисть при этом поворачивается. Такой способ нанесения краски создает эффект "поверхность дерева": появляются узоры с разводами, подобные прожилкам и сучкам.