Комбинированием различных цветовых вариаций можно добиться изменение визуального объема помещения. Ведь дизайн современного интерьера напрямую зависит от определенных цветовых решений.
Различные свойства цвета, его цвета и оттенки создают неповторимую и оригинальную обстановку, на атмосферу которой можно воздействовать и создавать наиболее удачные варианты дизайнерского оформления. Для наиболее оптимального и удачного светового оформления, стоит вначале продумать цветовую гамму и различные сочетания контрастов еще в процессе проектирования проекта.
Цветовое оформление поверхности
Для оформления плоскостной поверхности одним и из удачных решений будет ее равномерная монотонная окраска в пределах контуров, контрастно сочетающихся с прилегающими поверхностями.
Еще можно разнообразными способами разделять их поверхности, визуально преображая их вид. Блестящая поверхность цветовой плоскости из-за зеркального отражения и различных бликов воздействует на зрительное восприятие самой плоскости и ее цветовых комбинаций.
Растяжение цветового тона по высоте или по ширине поверхности, разряжение или сгущение цветовой насыщенности тоже зрительно увеличивают поверхность в вертикальном или горизонтальном направлениях, "облегчают" или "утяжеляют" ее, создавая в ней элементы визуальной динамичности. В современном дизайнерском оформлении интерьера с интересным "переливающимся" пространством, изменением высот и уровней форма прилегающих поверхностей приобретает многоугольное, динамичное и сложное очертание, значительно отличающееся от стандартной статичной формы квадрата, ромба или прямоугольника.
Геометрическую четкость границ и различные особенности динамичной формы можно выделять, оформляя ее поверхность достаточно насыщенным цветовым тоном, контрастными решениями между потолком и полом, плоскостями стены или, напротив, "размыть", ослабить отсутствием прямого контраста между прилегающими плоскостями или же оформить независимым бесфактурным цветом. При широком разнообразии различных членений потолков и стен (нишами, встроенным оборудованием, выступами, швами отделки, проемами), их можно объединить в несколько пунктов:
- Полы с различными орнаментами выглядят достаточно декоративно.
- Полы с использованием свободных вариаций придают интерьеру элементы необычности и оригинальности.
- Полы с направленными полосами подчеркивают глубину пространства или разделяют его на обособленные функциональные области.
- Гладкие неразделенные монотонные фактуры предпочтительней использовать в небольших помещениях, при обязательной последующей маскировке швов.
В принципе методов визуального изменения объемов помещения существует намного больше, чем способов их сохранения.
Цветовая расчлененность или целостность стен, полов и потолков создают определенное восприятие масштаба и величины пространства. Таким образом, броский по цвету, крупнофигурный рисунок пола визуально сжимает как плоскость пола, так и окружающее пространство.
Однотонная, мелкофактурная, светлая окраска наоборот зрительно растягивает пространство.
Фактурность, вес и насыщенность различных цветовых оттенков придают поверхности тяжесть или легкость, визуально деформируя ее размеры.
Из двух совершенно одинаковых поверхностей наиболее светлая будет восприниматься по своим настоящим размерам, а слишком темная покажется гораздо меньше. Таким образом, фактурный и насыщенный темный цвет иллюзорно "утяжеляет" поверхность и ее размеры кажутся меньше.
Значительные цветовые плоскости, такие как потолок, стены и пол не следует красить сильно насыщенным цветом, потому что они находятся постоянно в поле видимости и достаточно активно воспринимаются. Наиболее часто цветовое оформление стен выступает как фон для различных предметов, составляющих общую обстановку, и по этой причине цвет должен отступать.
Сравнительно нейтральная цветовая среда отлично подходит с разнообразными оттенками предметов, выделяет композиционную роль предметов интерьера (картин, мебели, обивочных, драпировочных и декоративных тканей, различных статуй и так далее.). Это способствует цветовое оформление стен, сочетающееся с цветом предметов, значимость которых в интерьере увеличена.
Остальные поверхности (перегородки, двери и окна, ткани, опоры, оборудование и мебель) лучше оформлять в фактурные, поверхностные, средне-насыщенные, выступающие цвета. Соотношение площадей цветовых оттенков должно обеспечивать необходимую выразительность, как в их целостном сочетании, так и для каждого отдельно.
Чем сильнее цветовой тон отличается по насыщенности, чистоте и яркости от прилегающих цветов, тем его площадь должна быть меньше. Пространственные качества цвета обеспечивают визуальную фиксацию положения поверхности в пространстве и позволяют его зрительно изменять.
Таким образом, можно воздействовать на восприятие величины и формы пространства.
Цветовые решения в пространстве
Наиболее часто расположение цветов, в первую очередь, определяется логикой пространственной структуры обстановки.
В зависимости от основной оси движения и пропорциональности размеров форма может быть преподнесена как динамичная, так и статичная и, согласно этому, как глубинная, центрическая или фронтальная. В статичной обстановке теплый, фактурный, плотный, насыщенный цвет по всей высоте стены, однотонный цветовой фриз подчеркнут своей протяженностью и непрерывностью изолированность пространства и значение стены.
Различные цветовые решения предоставляют возможность для выражения идеи нерасчлененности и общей целостности "текучего пространства" монотонной плоскостью потолка, стен или пола. Сливаясь с прозрачными поверхностями стеклянных перегородок, цветовой оттенок ограждающей поверхности создает гармонию между внешним и внутренним пространством и объединяет прилегающие помещения.
Чтобы подчеркнуть связь окружающего интерьера с экстерьером, обеспечить восприятие незамкнутости внутренней обстановки его замыкают стенами и их цветовым оформлением с нескольких сторон, а оставшиеся застекляют. В холлы и вестибюли с помощью остекления добавляют различные интересные цветоносители - кустарник, газоны и наружное замощение.
Стены выкладываются бутовым камнем грубого окола или же кирпичом.
Выше было рассмотрено обособленное замкнутое помещение.
Намного больше возможностей для реализации различных цветовых вариаций существует в многокомнатном здании, где при смене обстановки разрывается шаблон общего цветового восприятия. Продуманным комбинированием разнообразных оттенков и сочетаний контрастов можно:
- разделить общее пространство на смысловые или функционально обособленные области;
- визуально замаскировать ненужные детали архитектуры и придать выразительную пластичность объему и форме пространства;
- сделать индивидуальной безликую и скучную однообразность коридорной коммуникации, зафиксировать места поворота движения, поменять восприятие ее настоящих размеров;
- сочетанием разнообразных пространственных и цветовых вариантов выделить особую роль главного пространства - основной детали композиции, обеспечить создание динамики направления к центру, выразить последовательность восприятия пространства.
- обеспечить пространству ясную и наглядную структуру, его ритм построения, пропорции, масштаб и пластику, сделать визуальное восприятие легким и необычным;
- сконструировать определенные графики движения, создать увеличение эмоционального напряжения при движении от участков периферии в направление к смысловому центру;
- увеличить чувство раскрытия или замкнутости пространства, выделить его ассиметричность или же симметрию, статичность или глубокий динамизм, определить фронтальность или центричность композиции;
- сосредоточить внимание на характерных узлах и эффектных ракурсах;
- выделить структурные узлы - вертикальные и горизонтальные коммуникации, лестницы, коридоры, холлы и переходы;
- совместить в одно целое различные пространственные элементы, подчеркнуть их связи.
Форма и цвет
Возможности различных цветовых решений позволяют влиять на зрительное восприятие различных форм внутри интерьера - мебели, колонн, строительных элементов, оборудования и тому подобных. С помощью цвета становится возможным выявление геометрического вида, четкости и величины восприятия формы.
Также он способен разделять форму и ее элементы, ослабить в ней второстепенное и подчеркнуть самое главное. Помимо этого цветовые оттенки визуально деформируют представление о величине и геометрическом виде формы.
Цвет способен подчинить пространство форме или же форму пространству, разделить на близкие области или объединить формы, установить между ними определенную соподчиненность. Экспериментируя с цветом, можно без труда подчеркнуть какую угодно форму из общей массы других, растворить или же придать ей первостепенную значимость.
Цветовые оттенки содействуют с помощью определенного группирования форм выделению различных особенностей пространства, создают цветопредметную полноту обстановки, гармонизируют среду интерьера. Например, дверные и оконные откосы, проемы и ниши, имеющие со стеной один и тот же цвет, усиливают восприятие ее толщины, материальности и объемности.
Имеющие окраску более светлую, чем стена, они лишают ее должной монументальности, намекая на близкое подобие ширмы, максимум визуально облегчают.
Цветовой инструментарий
При цветовом оформлении интерьера используются определенные материалы, лучшие из которых являются природными. Цветовые оттенки таких материалов мягки, богаты и гармоничны, имеют красивый и естественный рисунок строения, широкое разнообразие фактуры.
Теплота и причудливая слоистость древесины, приятное свечение цветных витражей, неповторимое мерцание мозаичной смальты, цветное разнообразие керамики, матовая белизна фарфора - все это вдохновляющие ощущения цветовых восприятий.
Сочетания цветовых оттенков при неудачной покраске зачастую смотрятся довольно оригинально в композициях из естественных природных материалов.
К примеру, достаточно интересно смотрится желтая бронза в совокупности с зеленым малахитом. У некоторых металлов зачастую встречается довольно своеобразная цветовая гамма, которую можно с большой пользой использовать при решении интерьера.
Таким образом, желтый цвет латуни и золота выделяется из ряда желтого цвета остальных материалов. Известный каждому сероватый или белый оттенок серебра, цинка и алюминия неповторимы по своей природе, что лишний раз подчеркивает удачное использование этих цветов для оригинального дизайнерского оформления.
Было замечено, что если дизайнерское оформление помещения предполагает один основной цвет в дополнении к цветовой палитре природных материалов, неудачное сочетание, как правило, исключается.
Такой известный материал, каким являются бумажные обои с поверхностью из мелкой сетчатки, при высоком качестве изготовления позволяют создавать оригинальные плоскости пастельных бархатных цветовых оттенков.
Достаточно разнообразную цветовую гамму имеет керамическая плитка и облицовочный кирпич.
Цветовые оттенки, которые получают с использованием красящих составов, также заслуживают внимания. Таким образом, можно создавать огромное количество полутонов, смешивая краску.
Помимо этого красящие составы экономичны и довольно удобны. Тем не менее, выразительность цветовых красителей так значительна, что требует достаточно внимательного к себе подхода.
Цвет материалов
Между материалом и его цветом существует особая внутренняя связь.
Цвет таких шероховатых, матовых, крупнозернистых материалов с четким фактурным рисунком, как сукно, штукатурка, кирпич, клеевая краска выглядит материальным и достаточно плотным. Они лучше всего сочетаются с теплыми - красными, коричневыми, желтыми, оранжевыми, даже белыми выступающими оттенками, которые наилучшим образом подчеркивают фактурность такой поверхности.
Холодные цвета - синие, голубые, зеленые - на гладких материалах с мелкой глянцевой фактурой выглядят плоскими, воздушными, не такими материальными, находящимися на некотором расстоянии. Такие оттенки - независимые, отступающие, скрывающие природу материала.
В некоторых декоротивных каменных породах - габбро, гранитах, мраморах, лабрадоритах - только тщательная зеркальная полировка может полностью показать их природный цвет и структуру. Оригинальная красота и декоративность цветовых оттенков армянских туфов становится особенно четкой при матовой фактуре их поверхности.
Причудливость и неповторимая красота цветовой гаммы и рисунков таких дорогих пород дерева как карагач, ильм, карельская береза, красное дерево, чинара, орех выявляются в разнообразных срезах только под таким покрытием, которое не искажает естественный цвет природного материала.
И напротив, безвкусной и отталкивающей будет выглядеть покраска ветхой бронзы масляной краской, оформление чугунных капителей с помощью золотой масляной бронзы, использование голубого цвета для покраски облицовочного кирпича или же розового для кладки, выполненной из гранитного бура и т.п.
Роль цвета в функциональности предметов
Создание наилучшей цветосветовой среды подразумевает довольно широкие возможности для реализации творческих идей дизайнера.
Основные цветовые оттенки потолка и стен должы располагаться в границах средневолновой части спектра (золотисто-коричневые, зеленовато-коричневые, зеленые, синевато-зеленые, желтые, зеленовато-желтые, голубовато-зеленые). Для потолка самым оптимальным считается белый цвет.
Для полов используются как основные, так и вспомогательные цвета, находящиеся в пределах большего диапазона, который включает в себя группу синих и красно-золотистых цветов. Для оборудования и мебели вдобавок к вспомогательным и основным на поверхности, не превышающей десятую часть, приемлимы акцентные оттенки полного цветового спектра за исключением фиолетовых и пурпурных.
Стоит обратить особое внимание, чтобы цвет именно помогал подчеркнуть функцию предмета, а не противоречил ее реализации. Водопроводный кран, который окрашен в синий цвет, и при этом из него идет горячая вода - это ложная информация, угрожающая достаточно неприятной ситуацией - можно нечаянно обжечься.
На лестничных ступенях, которые окрашены темно-синей краской достаточно несложно оступиться, потому что у них подступенок и проступь почти неразличимы. При всех достоинствах краски ярко оранжевый холодильник намного хуже белого отталкивает тепловые лучи, явно противоречит представлению о требованиях гигиены и холоде.
Сочетание цветовой палитры интерьера
В оформлении интерьера цветовые оттенки выступают в реальном воплощении и оптимальном сочетании. Наиболее красивые и привлекательные сочетания, как правило, называют гармоничными.
Возможности разнообразных гармоничных сочетаний цветовой гаммы интерьера неисчерпаемы. Они бывают сложными или же простыми, но, несмотря на это их широкое разнообразие, различается в основном по двум типам - нюансным и контрастным гармониям.
Контрастные гармонии.
Для них характерна большая мера различения цветовых оттенков, многообразие цветовой палитры и отсутствие общей тональности, выделение их различий по всей широте диапазона свойств, усиление цветовых качеств при взаимодействии с соседними цветами, активность и динамизм. В подобном противопоставлении увеличивается визуальная чистота и выразительность цветов.
Но все же стоит упомянуть, что вследствие этих качеств такое сочетание не стоит использовать на больших поверхностях, как слишком резкое и активное. Здесь будут уместны различные сочетания дополнительных слабонасыщенных оттенков.
Зачастую необходимо вдобавок к слишком насыщенному цвету подбирать парный слабонасыщенный, затемненный или же разделенный. Площади таких поверхностей должны иметь обратную зависимость от их насыщенностей.
Подобные пары имеют значительную популярность в дизайне интерьера. Широко распространены также контрастные комбинации разнонасыщенных и различающихся по площади дополнительных цветов, таких, как фиолетовый с желтым, зеленый с пурпурным, голубой с коричневым, синий с оранжевым, зеленый с коричневым, синий с коричневым.
Нюансные гармонии предполагают различные сочетания цветов, близко находящихся в круге цвета и зачастую воспринимаемых в качестве разнообразных оттенков одного и того же цвета. Выделяются общей тональностью, когда объединение достигается за счет близости или общности цветовых тонов.
Для них характерно:
- сдержанность, целостность сочетаний;
- впечатление размытости контуров, обусловленное специфическим характером сопоставления цветовых оттенков;
- общее однообразие и тональность цветовой палитры, объединенное суммированное влияние свойств каждого из рассматриваемых цветов;
- определение сходства сочетаемых оттенков по всем их особенностям.
Из всех нюансных гармоний наиболее распространенными считаются комбинации малонасыщенных и светлых цветов, они спокойны и ненавязчивы, создают впечатление целостности, света и простора.
Среди нюансной гармонии потолка, пола и стен отлично смотрится предмет акцентного цвета.
Общие идеи художественного образа
Проектирование интерьера помещения - не искусство живописи, это более близкое к музыке, так же эмоционально влияет на зрителя с помощью образных представлений и ассоциаций. Цвет подчиняется форме, совпадает с ней и создает созвучность, синхронность воздействия, а зачастую намеренно разрушает форму, выдавая соло, меняет местами акценты, добавляет в интерьер яркие образы, неожиданные ноты, играющие краски, но в целом соответствует общей гармонической теме.
Цветовые ассоциации на определенные тона рассмотрены в отдельной статье. Синий цвет подразумевает, к примеру, прочные ощущения воздуха, глубины и дали, воды и неба; зеленый цвет - растительный, а коричневый напоминает о земле.
Таким образом, цветовое исполнение интерьера может не просто усиливать образные ассоциации, которые вызывает архитектурная форма, но и само успешно создает их, зачастую описывая образную характеристику помещения. В данном случае она несет свой основной смысл - символизирует идеи, выражает сложные переживания и чувства.